Филателия — не скучное занятие

Untitled

В 80-х годах прошлого века в Советском Союзе был проведен социологический опрос на тему “Как вы проводите свой досуг?”. На первых местах были туризм, фотография, чтение, спорт. Но безусловным лидером оказалось коллекционирование.

 

Граждане Страны Советов в свободное время собирали и систематизировали все: спичечные этикетки, карандаши, карманные календарики, монеты и банкноты, открытки и пластинки. И, конечно же, почтовые марки. Кто-то собирал хронологию, кто-то — определенную тему, кто-то — отдельные страны или континенты. Благо, предложение было обширным — существовали специализированные магазины, выпускались каталоги и журналы, открывались клубы по интересам, проводились филателистические выставки. Работала почта, и марки с писем становились для детей первоначальной базой будущих серьезных коллекций. Для взрослых собирателей марки представляли и коммерческий интерес, то есть они имели обозначенную цену, которая со временем возрастала. В отдельных случаях — в десятки, а то и в сотни раз. И до сих пор в мире почтовые марки являются твердой валютой.

Сегодня у нас вряд ли кого увлечет подобное занятие. Не то положение в стране, не те финансовые возможности у населения. Самым привлекательным объектом собирательства для многих стали деньги. Одни коллекционеры продали свои собрания за гроши приезжим туристам. У других кляссеры с марками заброшены куда-то на антресоли. И все-таки остались энтузиасты, для которых и в наше время небольшой клочок бумаги с зубчиками сохранил и познавательную, и материальную ценность. Они, как и прежде, по субботним и воскресным дням собираются в своем клубе на проспекте Маштоца, чтобы пополнить или показать друг другу коллекции, обменяться марками, конвертами и другими филателистическими материалами. В основном, это люди старшего поколения.

— В советские годы армянская филателия имела добрые традиции, — рассказывает председатель Союза филателистов Армении Овик Мусаелян. — И было намного больше и собирателей, и возможностей активно работать. А главное — развивалась детская филателия, в школах действовали филателистические кружки. Если вы помните, в газетных киосках продавались целлофановые пакетики с марками. Они стоили дешево, были красиво оформлены, и родители, даже не будучи филателистами, охотно покупали их детям, сознавая познавательную и воспитательную роль собирательства марок.

Содружество армянских филателистов насчитывало несколько тысяч человек, клуб вел активную работу с молодежью и детьми. На международных выставках наши коллекционеры пользовались большим авторитетом, неоднократно удостаивались золотых, серебряных и бронзовых медалей. Армения была членом как Всемирной, так и Европейской филателистической ассоциации. И сегодня, в отличие от наших соседей по региону, сохраняет членство в этих международных организациях. Но положение дел по сравнению с советским периодом резко изменилось.

— А какие-то подвижки предвидятся?

— Нам удалось провести за последние годы ряд важных мероприятий. Это три выставки, посвященные Армении, и одна — Еревану, была экспозиция на тему “Человек и космос”, приуроченная к 50-летию полета Юрия Гагарина, совместная армяно-аргентинская выставка. Планируем провести в будущем году еще одну большую выставку “Армения”. Сегодня мы не имеем возможности участвовать в мировом выставочном процессе, посылать на международные акции наших филателистов, хотя и получаем приглашения из разных стран. Собрания наших коллекционеров могли бы стать украшением любой престижной выставки, достойно представить страну. Однако понимаем, что сейчас у государства есть проблемы и поважнее. Но нам необходима все-таки какая-то поддержка.

— На днях был выпущен в обращение блок “Аврора Мардиганян”, посвященный женщине, пережившей геноцид и выпустившей в 1918 году в Нью-Йорке книгу об этом. Есть ли в ваших планах мероприятия, посвященные 100-летию трагической даты?

— Безусловно. Мы подготавливаем большой цикл выставок с намерением показать их не только в Армении, но и за рубежом. Есть договоренность об этом с директором Музея-института Геноцида Айком Демояном. Надеемся, что наша инициатива найдет свое место и в программе государственных мероприятий.

— Сколько человек состоит сейчас в обществе?

— Осталось человек триста, наиболее активных — около пятидесяти. Это люди с большим стажем и опытом собирательства. Назову лишь несколько имен: Жан Гюльбекян, Григор Багдасарян, Ашот Манукян, Юрий Купалян, другие наши коллеги. Юрий с филателистической выставки, посвященной Летним олимпийским играм в Пекине, привез две золотые медали. Но иногда появляются и новые люди, приглядываются. Может, втянутся…

— Кроме филателистов, есть и другие собиратели?

— Раньше у нас собирались и нумизматы. Сейчас один из наших активных членов Роберт Акопян занимается бирофилией — коллекционированием пивной атрибутики. Но преимущественно мы — Союз филателистов.

— Где сегодня можно приобрести марки? Последний филателистический магазин “Намаканиш”, который был напротив кинотеатра “Наири”, закрылся несколько лет назад.

— Есть магазин на почте, что на площади Республики. Но там только почтовые эмиссии Армении. Можно преобрести и у нас. Марок других стран, к сожалению, нет, их можно найти или у нас, или на вернисаже. Привозят частные лица — сами или через родных. Сегодня выпуск и реализация марок находится в ведении “Айпоста”, есть комиссия при Министерстве связи, членом которой являюсь и я. Она на основе опросов, проводимых в различных государственных и общественных организациях, определяет годовой план выпуска почтовых эмиссий и их тематику. Обычно это 20-30 тем, причем, по одной теме может быть несколько марок. Затем “Айпост” объявляет конкурс на художественную разработку марок и конвертов, после чего комиссия принимает окончательное решение.

Но главная наша боль — дороговизна филателистических материалов. Не то что дети, порой взрослые коллекционеры не имеют возможности пополнять свои собрания новыми поступлениями. И знаете, что самое обидное? Когда уходят из жизни филателисты, многие десятилетия посвятившие кропотливому формированию своих собраний, их родные, не понимая ценности коллекции, дробят ее, распродают дешево по частям. Мы имеем такой печальный опыт.

— Но помимо плана, случаются и события, которые не мешало бы запечатлеть для истории. Например, армянские шахматисты в очередной раз стали победителями Олимпиады, а марки нет.

— Я на днях встречался с руководством “Айпоста”, и меня заверили, что в ближайшее время подобная марка будет выпущена.

— В прежние годы тематика собирательства была довольно широкой, да и предложение было. Поскольку сегодня предлагаемая филателистическая география сузилась, какие темы актуальны у коллекционеров?

— Разные темы. Популярны “Христианство”, “Армения и армянство”, “Почта СССР”. Меня, к примеру, интересует христианство, древняя и новая Армения, Россия. С недавних пор заинтересовался филателистическими материалами, посвященными Наполеону. Среди нас есть женщина, которая собирает “Японию”. У каждого свои интересы.

— Есть мнение, что с развитием Интернета филателия отомрет, поскольку письма будут отправляться по электронной почте.

— Я не верю в это. Рейтинговые показатели свидетельствуют о том, что филателия среди объектов коллекционирования занимает второе место в мире, оставив позади себя и драгоценности, и произведения искусства, и нумизматику. Обычно на дипломатических встречах государственные чиновники нередко дарят друг другу марки своей страны. Они ведь не только знаки почтовой оплаты, но и символы государства, свидетели своего времени, дающие возможность разносторонне представлять страну. А значит, они всегда будут востребованы.

… Так кто же они, коллекционеры? Чудаки, убивающие время за перелистыванием страниц кляссеров, или пытливые исследователи, занятые полезным делом? Ученые установили, что из-за разницы в строении головного мозга мужчины более склонны к систематизации, чем женщины. Потому подавляющая часть филателистов — мужчины. Среди серьезных собирателей есть и известные личности — русский царь Николай II, американский президент Франклин Делано Рузвельт, князь Монако Ренье III и многие другие. Однако коллекционирование — это не только систематизация, но и владение темой, требующее серьезного изучения предмета своих увлечений.

Почтовые эмиссии могут рассказать о многом. О том, что было и даже о том, чего не было. Передо мной простенький почтовый конверт. На нем изображен держащий штангу над головой, как всегда улыбающийся Юрий Варданян — краса и гордость советского спорта. Рядом эмблема в окружении круговой надписи “Тяжелая атлетика. Чемпионат мира и Европы. Ереван-83”. Вы помните такой чемпионат? Нет? Потому что его не было. Просто почта СССР поспешила анонсировать будущее событие, а чемпионат провели в Москве. Он должен был проходить в Спортивно-концертном комплексе. Формальным отказом стала якобы неподготовленность зала к соревнованиям, а других залов, соответствующих рангу мероприятия, не нашлось. Но между собой говорили, что это не так. Поскольку на участие в чемпионате были заявлены в том числе и турецкие спортсмены, руководство республики разумно решило, что турецкий флаг не может развеваться на Цицернакаберде, рядом с мемориалом жертв Геноцида 1915 года.

Такой вот сюжет, один из тысяч занимательных филателистических историй, которыми могут поделиться с вами коллекционеры. И не надо думать, что филателия — скучное занятие.

Павел Джангиров

Leave a comment